МГУ имени М.В. Ломоносова
Механико-математический факультет
 
Кафедра прикладной механики и управления

Формирование позиционных стратегий для тестирования управления при посадке летательного аппарата

10 декабря 2025 года
Погодин Владимир Александрович
(аспирант 3-го г. о., научный руководитель д.ф.-м.н. Лемак С.С., рецензенты к.ф.-м.н. Бугров Д.И., асп. 4 г. о. Смольянов Д.И.)

Работа посвящена разработке алгоритма для программного обеспечения авиационного тренажера, который позволяет моделировать и тестировать процесс посадки самолета в сложных условиях. В качестве модели рассматривается винтовой самолет Як-52. Процесс взаимодействия пилота с ветровыми возмущениями на завершающем этапе захода на посадку формализуется в виде антагонистической дифференциальной игры двух игроков: пилот стремится удержать самолет вблизи программной траектории, а инструктор (возмущения) — создать максимально «опасное» отклонение.                

Для синтеза стратегий игроков используется аппарат теории стабильных мостов (мостов Красовского). В работе предлагается численный метод построения внешнего приближения стабильного моста для линеаризованной динамической модели самолета. Метод основан на вычислении опорных точек множества достижимости системы по дискретной сетке направлений. Полученное приближение позволяет реализовать позиционные стратегии наихудших возмущений, что применимо для создания реалистичных и сложных сценариев в тренажерных комплексах. Приведены результаты численного интегрирования для разных наборов параметров задачи.