МГУ имени М.В. Ломоносова
Механико-математический факультет
 
Кафедра прикладной механики и управления

Математическая модель движения автомобиля для тренажерного комплекса водителя

22 февраля 2006 года
И.В. Новожилов, П.А. Кручинин, А.В. Влахова, А.В. Лебедев, Р.Л. Боуш, С.Г. Денисов
(Заседание посвящено памяти профессора кафедры прикладной механики и управления Игоря Васильевича Новожилова)

В докладе обсуждается математическая модель движения автомобиля, предназначенная для использования в тренажерном комплексе водителя. Тренажерный комплекс состоит из рабочего места водителя и персонального компьютера с монитором. Рабочее место водителя оснащено органами управления (руль, ножные педали, рычаги стояночного тормоза и переключения передач). Органы управления оснащены датчиками, информация от которых поступает в персональный компьютер. Программное обеспечение управления тренажером обрабатывает эту информацию и отображает на мониторе текущую дорожную ситуацию в реальном масштабе времени.

При использовании компьютера с относительно невысокой производительностью решение этих задач предъявляет высокие требования к программному обеспечению тренажера. В докладе рассмотрены основные принципы построения динамической модели автомобиля, предназначенной для использования в тренажерном комплексе, снабженном серийным персональным компьютером типа Pentium.

Основной особенностью модели является возможность отрабатывать движение автомобиля в условиях нарушения курсовой устойчивости и управляемости на скользком покрытии.