МГУ имени М.В. Ломоносова
Механико-математический факультет
 
Кафедра прикладной механики и управления

Автоколебания в процессе торможения автомобиля

07 октября 2015 года
В.Г. Вильке, И.Л. Шаповалов

Рассматривается движение автомобиля после блокировки колес, скольжение которых по дороге описывается моделью нелинейного вязкого трения с падающим участком характеристики. Используемая модель трения аппроксимирует модель сухого трения, когда трение покоя превосходит трение скольжения. В этом случае в системе наблюдаются автоколебания на некоторых этапах торможения автомобиля при соответствующих начальных условиях движения. Автоколебания колес автомобиля порождают периодически изменяющуюся тангенциальную нагрузку на полотно дороги, что может служить причиной возникновения на дороге волнообразного рельефа.

Исследование характера движения механической системы иллюстрируется числовыми примерами для уравнений Лагранжа второго рода и для уравнений, полученных методом усреднения канонических уравнений в переменных действие-угол.